Нестор Махно

Деволюция или христианизация советского народа

Личностное развитие послевоенных поколений советских граждан, родившихся в период от 40-х до 70-х годов, происходило еще при социализме. Этот промежуток взят по той причине, что период реформ и распад Советского Союза пришелся на их зрелый возраст. Они еще не были настолько пропитаны социализмом, чтобы не провести внутреннюю перестройку сознательных убеждений, но в тоже время не понаслышке знают что такое социализм и как жилось при нем.

Эти люди могут помнить один из лозунгов того времени - в Советском Союзе образовалось новая историческая общность - советский народ.

Стоит отметить, что личностное развитие в то время проходило при сильном влиянии общественных институтов той эпохи. Пропаганда советского образа жизни, общественных отношений, братской взаимопомощи трудящимся других стран - все это накладывало свой специфический отпечаток. Этот отпечаток проявлялся в том, что личности, как таковой, индивидуалиста, в том обществе не могло существовать. Индивидуалист становился изгоем, он не соответствовал генеральной линии партии, а потому подвергался всяческой обструкции. И надо заметить, что существовало множество способов давления и влияния на таких людей.

Интересы общества были превыше интересов личности.

"Социализм" превратился в слово-приманку, ... но сейчас я имею в виду Россию. Несмотря на обобществление средств производства, слово "социализм" стало в России лживым, потому что там широкими массами населения манипулирует всесильная бюрократия; даже если такая система управления и способна действовать в экономических интересах большинства народа, она неизбежно препятствует развитию свободы и индивидуализма". (Э. Фромм)

"Подобным же образом Геббельс определяет то, что он называет социализмом. "Быть социалистом, - говорит он, - это значит подчинить свое "я" общему "ты"; социализм - это принесение личного в жертву общему"". (Э. Фромм)

Внешние идеалы, внешние по отношению к человеку не способствовали его индивидуализации. Человек не был свободен. Он ощущал себя частью общества, частью социальной системы. И за это он получал уверенность - уверенность в своей безопасности, уверенность в своем будущем. Следование установленным правилам гарантировало человеку получение образования, места работы, минимально необходимых благ для жизни, воспитания детей. Была и цель, ради чего необходимо было действовать.

В тоже время было ярко выражено разделение людей по активности - обычные люди, в т.ч. рядовые коммунисты, и руководящие работники, как правило руководители парторганизаций, начиная от райкомов и заканчивая обкомами. Первые выполняли решения, вторые руководили выполняющими. Первые подчинялись вторым. Что делать - было четко регламентировано различными документами, указаниями и инструкциями. Первые были уверены в своем единстве за счет растворения в массе советского народа, вторые получали свою уверенность за счет управления первыми. Собственного "я" не было ни у одних, ни у других. "Я" было у партии.

Но первые также нуждались во вторых, как и вторые в первых. Первым нужны были рулевые, ибо они потеряли уже себя, вторым нужны были первые, чтобы было кем руководить, приобретая при этом силу и уверенность. Первые - овцы, вторые - пастыри.

"Но стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается неспособностью выдержать одиночество своего собственного "я"". (Э. Фромм)

Но произошло крушение такого социалистического общества. Распался на отдельные государства единый союз. Какие изменения произошли в психологии общества и отдельного человека?

"... свобода от традиционных уз..." советского "... общества - хотя и давала индивиду новое чувство независимости - заставляла его ощутить одиночество и изоляцию, наполняла его сомнениями и тревогой, вынуждала его к новому подчинению и к лихорадочной, иррациональной деятельности" (Э. Фромм).

Человек получил свободу. Он получил возможность стать личностью. Уже не было того прежнего общества, частью которого он себя ощущал. Однако при этом он лишился прежней социальной принадлежности, а вместе с ней и уверенности.

Перед людьми появилось два пути - лишиться свободы ради обретения уверенности, либо пойти по пути развития индивидуальности, но при этом взять бремя ответственности за себя в свои руки.

"... часть общества получала от развития капитализма такие преимущества, которые давали настоящее богатство и подлинную власть. Эти люди могли процветать, побеждать, повелевать, приумножать свои богатства - и все это было результатом их собственных усилий, их деловых расчетов. Новая аристократия, аристократия денег, ... находилась в таком положении, что могла пользоваться плодами новой свободы и приобрести новое чувство могущества и инициативы" (Э. Фромм).

И это были пастыри. Многие настоящие и недавно бывшие руководители крупных предприятий, фирм, банков в социалистическую эпоху были комсомольскими и партийными работниками.

А что же овцы?

"Что толку овцам в том, что никто не ограничивает их свободу слова, до последнего своего дня они будут только блеять" (М. Штирнер).

Им требовалась уверенность и безопасность. И ради нее они готовы были, выражаясь словами Э. Фромма - бежать от свободы. И они сделали это.

"Растущий капитализм, хотя и способствовал развитию ... независимости, в основном представлял для этого класса угрозу. ... индивид, принадлежавший к среднему классу (в нашем случае большинству бывших советских людей, - Н.М.), не много выиграл от новой свободы, в которой ему трудно было обрести силу или уверенность. Свобода принесла ему больше изоляции и бессилия. Кроме того, он был преисполнен негодования против роскоши и власти богачей...

При этом ... религиозные учения не только выражали чувства рядового представителя среднего класса, но и развивали, усиливали эти чувства, рационализируя их и приводя в логическую систему. И в то же время они указывали индивиду путь к преодолению тревоги. Они учили, что, полностью признав свое бессилие и низменность своей природы, признав делом всей жизни искупление своих грехов - через полное самоуничижение в сочетании с непрерывным и богоугодным усилием, - человек может преодолеть сомнение и тревогу; что полной покорностью он может заслужить любовь бога и таким образом может хотя бы надеяться оказаться среди тех, кого господь решил спасти". Христианство "... явилось ответом на духовные запросы испуганного, оторванного от своих корней, изолированного индивида, которому необходимо было сориентироваться в новом мире и найти в нем свое место" (Э. Фромм).

Поток христианских проповедников, хлынувших в страну в связи с открытием "железного занавеса" оказался как нельзя кстати. Христианство - эта религия рабского повиновения, религия отказа от земных благ, отказа от созидательного труда - это христианство выполнило свою миссию. Оно отобрало свободу, отобрало индивидуальность, поменяв их на свод внешних правил, предоставив уверенность в счастливом будущем, но будущем после смерти.

Настал черед и православия, которое обеспокоилось активностью конкурентов. Православная церковь повела свое наступление в битве за овец, используя преимущество ведения боя на своей территории - православие исконно русская религия, а потому русский должен быть непременно православным. А государство, как всякий институт подавления личности с радостью пошло навстречу патриархам. Овцы нужны любому государству. И ныне создается новая общность, принадлежность к которой должна давать уверенность в будущем, уверенность в обмен на свободу - русский православный народ.

"Уничтожение собственного "я" и попытка за счет этого преодолеть невыносимое чувство бессилия - это только одна сторона мазохистских наклонностей. Другая - это попытка превратиться в часть большего и сильнейшего целого, попытка раствориться во внешней силе и стать ее частицей. Этой силой может быть другой человек, какой-либо общественный институт, бог, нация, совесть или моральная необходимость. Став частью силы, которую человек считает неколебимой, вечной и прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе. Индивид целиком отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего "я", от собственной свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить. И кроме того, приобретается защита от мучительного сомнения. Мазохист избавлен от принятия решений. ... он избавлен от окончательной ответственности за свою судьбу, а тем самым и от сомнений, какое решение принять. Он избавлен и от сомнений относительно смысла своей жизни, относительно того, кто "он". Ответы на эти вопросы уже даны его связью с той силой, к которой он себя причислил; смысл его жизни, его индивидуальная сущность определены тем великим целым, в котором растворено его "я"". (Э. Фромм)

Сейчас около 70% населения России считает себя православными и гордятся этим, несмотря на то, что согласно учению большинство их ждет ад, поскольку они не соблюдают догматы церкви, не исповедываются, не причащаются, не ходят на службы ... Бывают в церкви два раза: первый раз, когда их крестят, второй раз, когда отпевают. Тем не менее, они верят, что православие и русский народ едины, что русский народ исконно является православным. Появился даже термин - традиционная религия.

"Большинство людей убеждено, что если их не принуждает открыто какая-либо внешняя сила, то их решения - это их собственные решения, и если они чего-то хотят, то это их собственные желания. Такое представление о себе - одна из величайших наших иллюзий. На самом деле значительная часть наших желаний фактически навязана нам со стороны; нам удается убедить себя, что это мы приняли решение, в то время как на самом деле мы подстраиваемся под желания окружающих, гонимые страхом изоляции или даже более серьезных опасностей, угрожающих нашей жизни". (Э. Фромм)

"Наблюдая, как люди принимают решения, приходится поражаться тому, насколько они ошибаются" принимая за свое собственное решение результат подчинения обычаям, условностям, чувству долга или неприкрытому давлению. Начинает казаться, что собственное решение - это явление достаточно редкое..." (Э. Фромм)

Овцы так и остались овцами... только на этот раз христианскими.

А что же пастыри? Пастыри оказались в изоляции.

"Вместе с тем им приходилось ... и бороться друг с другом, так что они тоже не были свободны от внутренней неуверенности и тревоги" (Э. Фромм).

В такой ситуации остро ощущается потребности в идентификации себя хоть с частью общества. А общество к тому времени оказалось христианизированным. Вот и потянулась "элита" бизнеса в храмы со свечками... вслед за своими бывшими пасомыми.

Кто-то творит свою судьбу. А кто-то списывает ее с библии. Но списывание может развить разве что инстинкты, но не разум.

Предвидя возражения: "Но если религия дает человеку уверенность в своих силах, значит она нужна, тем более в наше время...", скажу: во-первых, нужность не означает истинность, и вопрос истинности религии не является предметом рассмотрения в этой статье. Во-вторых, если кому нужно, то это не означает, что нужно всем. Не означает необходимости повальной христианизации страны.

Таким образом, социальные процессы, после распада советского общества, обусловили освобождение личности людей. Однако немногие воспользовались полученным шансом. Многих это привело в испуг. Боязнь взять ответственность на себя, отсутствие уверенности привело к обмену полученной свободы на новою покорность с тем, чтобы переложить ответственность на другого. И роль этого другого с успехом сыграл бог. Христианский бог, который дал уверенность в будущем - будь рабом божьим и будешь спасен после смерти.

"Моральное падение, как и всякое другое падение человека, становится судьбой, от которой не спастись. Однажды согрешив, человек навечно прикован к своему греху железной цепью. Последствия вины можно смягчить раскаянием, но раскаяние никогда не искупает вину до конца". (Э. Фромм)

Советский народ в массе своей оказался неспособен вынести бремя свободы. Одни идеалы были тут же обменяны на другие.

15.01-1.03 2002 г.


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]