http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20020212190809.shtml
РБК. 12.02.2002, Москва 19:08:09. МИД России рекомендовал Святому престолу воздержаться в настоящий момент от преобразования апостольских администратур (ныне действующих временных структур католической церкви) в России в епархии и урегулировать этот вопрос с Русской православной церковью. Россия не ставит под сомнение право католической церкви организовываться в соответствии с каноническими нормами, но этот вопрос в первую очередь касается межцерковных отношений и может явиться причиной их серьезного осложнения. МИД РФ выражает сожаление, что такое важное решение было принято без должного учета мнения российской стороны, и подтверждает свою заинтересованность в налаживании таких отношений между Русской православной и Римско-католической церквами, которые бы строились на равноправной основе и не наносили ущерба интересам РПЦ.
Как сообщает департамент информации и печати МИД РФ, 11 февраля 2002г. Ватикан официально объявил о решении Иоанна Павла II учредить в России вместо апостольских администратур 4 епархии: в Москве, в Новосибирске, в Саратове и в Иркутске. Кроме того, Святой престол принял решение создать для российских епархий единую церковную провинцию, что объясняется необходимостью "привести ее организационную структуру в соответствие с единым стандартом канонического права РКЦ.
Вот так - МИД уже официально поддерживает РПЦ. Что противоречит Конституции, т.к. церковь согласно этому документу пока еще отделена от государства.
http://www.vesti.ru/2002/02/12/1013532354.html
Православные в очередной раз обиделись на католиков. Глава католической церкви Иоанн Павел II решил создать в России так называемую "церковную провинцию". РПЦ в свою очередь протестует против появления полноценной католической церковной структуры на своей канонической территории.
Из заявления Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и членов Священного Синода:
Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении. Исторически Католическая церковь осуществляла на территории нашей страны духовное окормление традиционно принадлежащей ей паствы: поляков, литовцев, немцев и так далее. Именно поэтому не существовало деления территории России на католические епархии, и национальные католические приходы входили в состав Могилевской и Тираспольской епархий. Учреждение "церковной провинции" - "митрополии" по сути означает создание поместной Католической церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви.
Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий. Подобное никогда не имело места в истории нашей страны. Более того, такая форма организации католической церковной жизни нетипична даже для католических стран, где обычно не существует церковных провинций, епархии которых реально управлялись бы митрополитом.
Абсолютно неправомерными видятся нам ссылки представителей Римско-католической церкви на то, что они якобы восстанавливают католические структуры, существовавшие в России до революции 1917 года. Почти все из существовавших в Российской империи к началу XX века римско-католических епархий находились на территории нынешних Польши, Литвы, Украины и Белоруссии и не имели единого центра ни в столице России, ни в каком другом городе. С тех пор границы нашей страны, а также этнический и конфессиональный состав ее населения существенно изменились. Количество верующих католиков в современной России несравнимо меньше, чем в Российской империи начала ХХ века.
На руководство Римско-католической церкви легла ответственность перед Богом и историей за резкое ухудшение наших отношений, за срыв только что наметившейся надежды на их нормализацию. Совершенное Ватиканом поставило под удар способность католического Запада и православного Востока взаимодействовать как две великие цивилизации на благо Европы и Мира. Ради сиюминутных выгод вновь принесена в жертву возможность общего христианского свидетельства разделенному человечеству.
Хоакин Наварро-Вальс, официальный представитель Ватикана:
Римско-католическая церковь начинает реорганизацию своих структур на территории ряда зарубежных государств, в том числе и в России. Речь идет о преобразовании четырех апостольских администраций в епархии с целью предоставления больших возможностей верующим католикам. Нынешние католические структуры в России разделяются на четыре епархии. Их центры будут находиться соответственно в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Главной из них будет Московская, ее возглавит нынешний представитель Ватикана в России Тадеуш Кондрусевич.
Эти меры лишь улучшат возможности диалога и сотрудничества с Русской Православной Церковью. Речь идет о технических изменениях, не имеющих ничего общего с практикой прозелитизма. Аналогичные меры, в полном соответствии с каноническим правом, принял недавно Московский Патриархат в отношении православных приходов в Берлине, Вене и Брюсселе.
Планируемые действия Ватикана находятся в русле правового поля России и, в частности, соответствующих положений Конституции РФ, закрепивших за россиянами право на свободу совести и вероисповедания, а также подписанного Россией документа ОБСЕ, предусматривающего, что государства-члены будут уважать право религиозных общин организовываться в соответствии с собственной иерархической структурой.
Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
Речь идет о событии, имеющем далеко идущие последствия. Католическая Церковь этим действием заявила о своих намерениях. О намерениях проповедовать нашему народу, работать с нашим народам, если хотите - обращать его в католическую веру. Именно это обстоятельство вызывает у Русской Православной Церкви большое чувство тревоги и, что самое главное, - недоумения.
То, что произошло, конечно, будет иметь самые негативные последствия в отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Совершенно ясно также и то, что этим решением нанесен удар по чуть наметившемуся улучшению отношений между нашими Церквами. Конечно, помимо устного протеста сейчас будут приняты меры в плане, видимо, приостановки всех контактов с католической церковью на уровне отношений Московской Патриархии и Ватикана, потому что нужно взять некий тайм-аут для того, чтобы осмыслить происходящее. В этих условиях нам говорить не о чем.
Митрополит Тадеуш Кондрусевич, глава российских католиков:
Святой Престол считает, что пришло время возвести существующие в России апостолические администрации в достоинство епархий. Католическая церковь в России имеет богатую многовековую историю: еще в XIY-XY веках здесь действовало несколько епархий Ватикана - Танская с центром в Азове, Матгерская, Астраханская и другие, в XYII-XYIII существовала Смоленская епархия. В 1773 году Екатерина II без согласования со Святым Престолом внесла ряд изменений в структуры Католической Церкви в Российской империи, учредив так называемый Белорусский епископат с центром в Могилеве. В 1798 году император Павел I возвел архиепископа Могилевского в достоинство митрополита, причем его кафедра "де факто" находилась в Петербурге.
Таким образом, католический митрополит в истории России уже был, и 11 февраля 2002 года Папа лишь восстановил историческую справедливость по отношению к католикам страны.
Решение Апостольского Престола по возведении апостольских администратур в ранг нормальных епархий - это просто нормализация структур Католической Церкви в России. И больше ничего. Могу сказать, что существуют православные епархии в неправославных странах. Ну, возьмите Польшу. Сколько там епархий? Я точно не могу сказать. Но шесть, семь, что-то около этого есть. Возьмите Литву. Есть митрополит Вильнюсский, католический митрополит, но есть также архиепископ Вильнюсский и Всея Литвы, православный, и никто об этом ничего не говорит.
Ватикан знал о реакции РПЦ. Именно поэтому Ватикан пошел на уступку, дав название своим новым епархиям не по названиям городов. Четыре епархии Римско-католической церкви в России будут носить названия, производные от титулов католических кафедральных соборов - Архиепархия Божией Матери в Москве, епархия Святого Климента в Саратове, епархия Преображенская в Новосибирске, епархия Святого Иосифа в Иркутске.
Зачем оставлять людей без пастырей? Сегодня, когда вы идете по улицам Рима, по улицам других европейских городов, и не только европейских, вы слышите очень часто русскую речь. Надо дать возможность этому человеку прийти в церковь, в традиции которой он воспитан. Здесь тоже есть католики, но почему мы не можем дать им эту возможность?
Я могу согласиться с термином "канонические территории" только в том случае, если мы будем говорить, что граница этих территорий проходит по сердцу человека. То есть, следуя принципам Второго Ватиканского Собора, что свобода совести, свобода религии основаны на достоинстве человеческой личности, то есть на его выборе. Эти проблемы, наверное, эти обвинения и так далее просто тоже самое, что было раньше.
Мы признаем все таинства Русской Православной Церкви и не видим смысла перехода людей из одной церкви в другую. Мы никогда никого не агитируем.
Протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества:
Разница между тем, что было, и тем, что стало с сегодняшнего дня, очень большая. Эта разница в том, что, если раньше здесь обозначалось некоторое умеренное присутствие Католической Церкви, то с сегодняшнего дня, фактически, идет речь о том, что создана, как бы, альтернативная Церковь, новая Церковь, поместная церковь под началом Рима, которая в каком-то смысле является вызовом Православной Церкви.
Мы относимся к этому шагу точно так же, как бы отнеслись католики, если бы мы сейчас назначили альтернативного Папу римского в Рим. Это вызов. Принципиальная разница, что раньше речь шла о некоем достаточно аккуратном присутствии здесь католической церкви, а вот теперь речь фактически идет о создании поместной католической церкви в России, то есть некой параллельной церкви по отношению к Московскому Патриархату. Цель, которую мы видим только в одном: попытке провести новую активную кампанию по обращению православных верующих в католичество.
Игорь Выжанов, сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей по межхристианским связям Московской Патриархии:
Учреждение католических епархий на территории России только отдаляет возможную встречу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Папой Римским Иоанном Павлом II.
Мы видим в этом продолжение попыток Ватикана и дальше вести миссионерскую работу на территории России, потому что верующих католиков в России не так уж и много. И создавать для них вот такие мощные полноценные церковные структуры - это выглядит немножко непонятно. Явно, что это делается, так скажем, на вырост, т.е. с прицелом на то, что католические общины в России будут расти и расти, развиваться все дальше и дальше.
Мы не против того, чтобы бы были приходы католические, которые бы окормляли верующих католиков. Но, извините, когда сюда приезжают миссионеры, монахи и начинают вести свою работу, т.е. обращают людей, которые никогда не принадлежали католической церкви, в свою веру: Если вы хотите действительно, чтобы они были христианами, почему бы не помочь нам, местной церкви, православной? Это как-то не по-братски получается.
Андрей Елисеев, представитель Отдела по межхристианским связям Московского Патриархата:
Создание католических епархий в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске свидетельствует о том, что Ватикан практически открыто признал свои миссионерские интересы в России. Это может негативно отразиться на взаимоотношениях двух церквей, особенно в свете сближения между православными и католиками, имевшего место за последние 30 лет. Планы Ватикана - это завуалированная претензия на деятельность, направленную на обращение в католическую веру граждан России, вне зависимости от того, какого вероисповедания придерживаются они или придерживались их предки.
Талгат Таджуддин, Верховный Муфтий России и европейских стран СНГ:
Все это очень похоже на сознательную провокацию. Пока все спорные вопросы не будут решены, не может быть и речи о создании в России католических епархий. В последние месяцы, особенно после трагедии 11 сентября, у многих возросло стремление к радикальным действиям, в данном случае это проявилось в духовной сфере. Но ведь если мы работаем во славу Божию, то должны решать вопросы за столом переговоров, а не будоражить верующих.
Духовное пространство России испокон веков состояло из таких традиционных конфессий, как православие, ислам, иудаизм и буддизм, и говорить о каких-то нововведениях, причем из-за рубежа - это поступок, недостойный Папы.
Учреждение католических епархий - это насильственная духовная экспансия, из нее по определению ничего хорошего не выйдет. Создавая епархии, необходимо думать об их нормальной работе, а ее не может быть без урегулирования отношений между Русской Церковью и Ватиканом. Папе просто кто-то неудачно посоветовал учредить в России католические епархии.
Виктор Малухин, руководитель службы коммуникаций Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата:
Создание так называемой "церковной провинции" - это, по сути, образование полноправной Католической Церкви России. Эта инициатива Ватикана была предпринята в канун ранее запланированного визита в Москву кардинала Каспера, который должен вести переговоры с Московским Патриархатом. Теперь появилась угроза для нормального хода переговорного процесса.
До революции Католическая Церковь осуществляла духовное окормление традиционно принадлежавшей ей паствы - поляков, литовцев, немцев-католиков. Из 12 дореволюционных епархий Католической Церкви 10 находились на территории нынешнего ближнего зарубежья - в Литве, Белоруссии, на Украине. Сегодня по известным историческим причинам, число верующих в России значительно ниже дореволюционного, а уровень представительства Ватикана в России отныне неизмеримо и непропорционально выше.
Русская Православная Церковь в своих отношениях с католиками никогда не преследовала миссионерские цели и, тем более, исключала из своей практики прозелитизм. РПЦ духовно окормляла русскоязычную православную диаспору за рубежом. Если бы Ватикан следовал этому доброму примеру, то не было бы значительной части сегодняшних проблем, омрачающих отношения двух церквей.
12 февраля 2002, 18:45
[email protected]
Примечание: из приведенных высказываний видно, как переполошились православные, испугавшись конкурентов. Интересно, что православных поддержал исламский религиозный деятель. О причинах такой дружбы против католиков уже писалось в статье "Религиозный брединг".
http://www.atheism.ru/library/Portnikov_1.phtml
Папа Римский решил создать на территории Российской Федерации католическую митрополию вместо временной апостольской администрации. Московский патриарх высказался решительно против этого решения понтифика. Патриархия решила временно заморозить отношения с Ватиканом и обвинила Папу в миссионерской деятельности на исконно православной территории. Можно недоумевать по поводу реакции патриархии, удивляться решению Папы, но все это подробности конфликта, который не вчера начался и не завтра окончится: в истории отношений между православием и католичеством немало эпизодов взаимного ожесточения. И если бы "горючего материала" для этого ожесточения не было, не произошло бы раскола христианства и этот раскол не выглядел бы непреодолимым.
Ватикану позволено принимать решения о создании епископатов. Московскому патриархату - негодовать по этому поводу. При чем тут, однако, государство, которое согласно российской Конституции должно обеспечивать гражданам свободу совести? Между тем с возмущенным заявлением по поводу действий католической церкви выступил российский МИД. Его представитель утверждает, что Россия имела право на такую реакцию, так как Ватикан - тоже государство. Однако решение о создании митрополии принимает не глава государства, а глава церкви. А в деятельность церкви государственные учреждения цивилизованной страны вмешиваться уже не могут. Но вмешиваются же! Российское внешнеполитическое ведомство предлагает Папе Римскому отменить уже принятое им решение о создании метрополии и утверждает, что отношения между Православной и Католической церквами должны "строиться на равноправной основе и не наносить ущерба интересам РПЦ". Но папы со времен святого Петра не отменяют своих решений, а государство, в котором гражданам обеспечена свобода вероисповедания, не должно становиться на защиту какой-либо одной религиозной организации, даже если это Русская православная церковь.
Я далек от желания подозревать в непрофессионализме работников МИДа. Понятно, что российское внешнеполитическое ведомство было вынуждено принести в жертву свою профессиональную репутацию, так как подверглось жесткому давлению со стороны Московского патриархата и лоббистов его интересов во властных структурах. Складывается воистину парадоксальная ситуация. Десять лет назад власть раскаявшихся атеистов помогала усилению общественного влияния прежде гонимой церкви, чтобы использовать ее в своих интересах и придать обществу безбожников лоск православной обрядовости. А теперь церковь использует эту чиновничью слабость к православной обрядовости для того, чтобы удерживать общество в средневековье и выставить власть на посмешище. Потому что действия современной европейской страны, позволяющей себе в начале ХХI в. диктовать одной из церквей, как ей называть приходы и защищать (при законодательном отделении церкви от государства) интересы другой церкви, не могут пугать, раздражать или даже удивлять. Они располагают исключительно к насмешке.
"МК" Номер 22926 от 20.02.2002
Православные проспали "католический" скандал
Отгремели Рождество и Крещение - отгуляли православные и расслабились. Причем настолько, что решили не читать факсов и официальных писем. А католики тем временем не дремали. Они готовили сюрприз православным братьям. Известили загодя - мол, "идем на вы". Тем временем в Кремлевском Дворце съездов с необычайной помпой завершались очередные ежегодные Рождественские чтения. На них были представлены почти все синодальные отделы Русской православной церкви, в том числе миссионерский и отдел катехизации. Именно они призваны заниматься проповедью христианства среди неверующих. Причем не только в России, но и за ее рубежами. Отчеты звучали чрезвычайно оптимистично. Сегодня в РПЦ 73 епархии, в том числе за границей - к примеру, в Англии, США и Японии. Недавно открыт православный приход даже в ЮАР...
И вдруг как гром среди ясного неба - 11 февраля в Ватикане объявлено о решении Папы Римского повысить статус административных структур Римско-католической церкви в России до уровня епархий (их будет четыре). Это известие поразило сотрудников Отдела внешних церковных сношений - они узнали о нем в последнюю очередь. Хотя, казалось бы, наши церковные дипломаты, ведущие переговоры со всеми христианскими церквами, должны быть в курсе дел. Упоенные собственными достижениями (какими? коммерческими?), они поначалу не сумели должным образом откомментировать произошедшее.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II находится на отдыхе. Казалось, что комментарий должен дать глава отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Однако в понедельник с жалобами на прозелитизм выступил рядовой священник ОВЦС Всеволод Чаплин. Скорее всего шеф ОВЦС отдыхал где-то за границей. Чаплин расценил шаг Ватикана как "недружественный".
Хотя папский престол на протяжении последних 10 лет неоднократно приглашал для переговоров иерархов РПЦ, владыка Гундяев так и не нашел времени для урегулирования отношений между католиками и православными. Напуганный развивающимся скандалом, табачный митрополит срочно вернулся в Москву. Была запущена дезинформация, что с заявлением якобы выступил патриарх, потом последовало уточнение, что срочно созвали внеочередное заседание Священного синода. Правда, никто не уточнил, в каком составе, когда и где. Из источников в ОВЦС стало ясно, что срочно вернувшийся из-за рубежа владыка Гундяев решил обзвонить доступных ему постоянных членов Синода и получил от них "добро" на составление от имени Синода заявления. Синод якобы заявил: "Учреждение "церковной провинции" - "митрополии" по сути означает создание поместной Католической церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви. Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий".
Между тем глава католиков в России митрополит Тадеуш Кондрусевич напомнил, что до революции в России были две католические епархии - Могилевская и Тираспольская. Недавно праздновали 400-летие католического прихода в Астрахани. Кондрусевич еще раз заявил, что католики не занимаются прозелитизмом, то есть не переманивают православных, а проповедуют только среди неверующих в России.
Страшилки ультраправославных о якобы непрекращающейся экспансии католиков на "канонические русские территории" не выдерживают критики. Финансово и организационно российские католики слабы, поскольку руководство вновь возникающими приходами осуществляется преимущественно поляками, изредка наезжающими в Россию и потому слабо разбирающимися в реалиях нашей жизни. Саратовский и Иркутский католические епископы даже с трудом изъясняются по-русски...
Недавно табачный митрополит Гундяев завершил дипломатическую поездку по странам Юго-Восточной Азии. Встречался с буддистами, язычниками, дзен-буддистами, осмотрел посольский православный храм в Пекине, превращенный советскими дипломатами в гараж. Совершал молебны и вел переговоры. Но насущные проблемы Русской церкви вновь оказались за бортом. Поэтому в заявлении Гундяева звучат угрозы католикам: "Совершенное Ватиканом поставило под удар способность католического Запада и православного Востока взаимодействовать как две великие цивилизации на благо Европы и мира. Ради сиюминутных выгод вновь принесена в жертву возможность общего христианского свидетельства разделенному человечеству. Возникает вопрос: продолжает ли Ватикан, как это им постоянно заявляется, считать отношения с Православной Церковью отношениями диалога и сотрудничества, или он воспринимает Православие как нежелательного соперника".
Владыка Гундяев возглавляет ОВЦС вот уже 14 лет. За эти годы он лишь один раз побывал на Украине, из-за которой разгорелся нешуточный спор с католиками. И то лишь после того, как Украину посетил Папа Римский. Владыка Гундяев в прошлом году оказался полным банкротом - не сумел наладить отношения с украинскими греко-католиками, которые, кстати, не считают себя стопроцентными католиками. Ясно, что табачный митрополит не в состоянии успешно осуществлять дипломатическую деятельность. Поэтому православным необходимо срочно подыскивать более подходящего епископа...
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]