Rock is deader than dead
Shock is all in your head
Your sex and your dope is all that we're fed
So fuck all your protests and put them to bed
God is in the TV
Marilyn Manson "Rock is Dead"
"Русский рок - не рок..." - неизвестный
слушатель в эфире радио "Европа+"
Хотелось бы поблагодарить маму Константина Кинчева, за творение; моих музыкальных друзей за то, взрослили "среди меня" ненависть к русскому року; мистера Мэрилина Мэнсона за похоронный марш; и, конечно же, дядьку Варракса, подтолкнувшего меня на написание сей грязной "антиПравославной" статейки и за предоставленные килобайты на его страничке.
Прежде всего, для полноты картины хотелось бы сказать о мотивах побудивших меня на сию "писанину" и о собственных музыкальных пристрастиях. Сам автор не является любителем русского рока, если же говорить больше, то я вообще считаю, что такового стиля не существует. Быть может, был такой во времена падения советской империи, но "это было давно и неправда". Конечно же, есть некоторые группы, которые заслуживают внимания, а точнее отдельные композиции, но на фоне всеобщего оболванивания и коммерциализации стилей это лишь исключение, подтверждающее правило. Говоря о русском роке, автор объединяет и советский, и российский, и родной украинский рок. Все это одного поля ягоды, а точнее одной яблони яблоки, которые недалеко укатились как от яблони (советского рока), так и друг от друга.
Но даже не весь этот букет плодов и ягод смешит больше всего, смешит ситуация, сложившаяся в среде брэндов рашн-рока. Весь процесс разборок и наездов друг на друга, деление на истинный рок, рокопопс и просто попсу.
Впоследствии хотелось бы произвести вскрытие одного из мастодонтов русского рока, прошедшего путь от почти тяжелого металла со всей причитающейся атрибутикой до "нормально" стриженного верующего попсовика-затейника.
Начиная повествование с истории рока у нас и у них, сразу оговорюсь, огромными познаниями в самой истории рока не обладаю, так как интересуюсь в основном стилями значительно тяжелей, а, значит, намного моложе. Поэтому базироваться буду исключительно на тех обрывках информации, которыми обладаю.
Думаю, прописная истина, что рок зародился как протест, никого не удивит. Скажу больше, что не только зародился, а должен быть. И всякий отход от протеста в какой-либо форме это уже не чистый ("true", как говорят у нас в Гадюкино) рок. Нет, конечно, категорично говорить о том, что подобная модификация плохо - это неразумно. Сказать, что всемирно известная группа "Eagles" выпустила попсовый альбом "Отель Калифорния", значит, подписаться под собственной некомпетентностью в мире рок-музыки. Нужно понимать, что есть и рок-баллады и смена тематики от ярого нигилизма в сторону философской лирики. Но есть и другая сторона медали. Ситуация, когда группа, получив популярность, для ее поддержания начинает идти в ногу со временем, вслед толпе, в ущерб собственным творческим и жизненным принципам и мировоззрению, уже никого сейчас не удивляет. Большее удивление вызывает появление нового не "опопсевшего" альбома, ибо именно пессимистичные настроения преобладают у поклонников перед релизом.
Рок на территории бывшего СССР зародился намного позже, чем в цивилизованном мире, как никак, а враждебная тогдашней идеологии культура. Западный рок изначально протестовал против различных идеологий, социальных мифов, войн, политических и общественных лицедеев. Важным кирпичом в фундаменте философии рока, который впоследствии сильно развился уже в металлической культуре, было отрицательное отношении к религии, а именно к самой популярной в Европе и Америке - христианской.
Первые советские рок-группы по смысловой нагрузке мало походили на своих зарубежных коллег. Из набора роковых фишек разрешены на ввоз в Союз были разве что некоторые визуальные атрибуты, как-то нестандартная внешность (хотя в очень "облегченном" варианте), различные визуальные эффекты и, пожалуй, само музыкальное исполнение песен. Но время шло... генсеки мерли как мухи, обстановка в стране накалялась, сдерживать народное негодование становилось все сложнее и сложнее. Появлялись новые группы с более тяжелым исполнением и сложными текстами. Система сражалась как могла до последнего. С пришествием великого реформатора Горбачева, началом перестройки, плюрализма, гласности, роковая опухоль на теле страны росла и развивалась. Групп становилось все больше и больше. Росло и музыкальное качество. Звук приближался к западным аналогам, текста пестрели критикой всего, на чем советский строй стоит. Вот тут русский рок и показал свое истинное попсовое лицо. Почему попсовое? Да потому что критиковать коммунистов тогда было модно, а значит попсово. Но тогда таких понятий как попса и попсовость еще не существовало и движению рокеров никто не мешал.
Что же мы имеем сейчас? А "маємо, те що маємо" как говаривал наш первый президент Самостийной. Вторая половина девяностых и начало нашего века это период впадения в кому и вымирания мастодонтов советского рока, и массового роста и клонирования, маленьких динозавриков русского рока. Мастодонты уже ничего нового не придумывают, пожевывают лавры, и рассказываю байки из своей тяжелой молодости. Молодняк же во всю "работает", совершенно искренне забыв ту прописную истину, о которой упоминалось в начале, рок - это протест. В место этого же во всю идут разборки на тему кто тут true rock, а кто попса дешевая. Не только простому обывателю, а и многим почитателям и ценителям рока втолкли в голову, что "Земфира" - это попса, а "Би-2" это крутой рок. Что рокового в известной, если не сказать, попсовой песне про всеми забытого полковника, которому даже спамеры не пишут [1]? Звук перегруженной электрогитары? Ну и что? В моем любимом клипе самой попсовой попсовички современности Бритни Спирс "Stronger" тоже пробиваются звуки гитары. Там у нее даже что-то похожее на героиновый макияж! Но ее никто роком не называет?! К чему бы это...
Не буду даже говорить про самых "без сахарных" рокеров постсоветского пространства группу "Сплин". Если рассматривать только лирику, то ни малейшего намека на протест или какой-либо глубокий смысл. Просто инструментальная музыка, не больше.
И, конечно же, не выдерживает никакой критики чудо русской генной инженерии, гибрид бегемота и клоуна с ДЦП некий английскоподданый москаль с заманчивой хохольской фамилией Лагутенко [2]. Всю его лирику, начиная с маньяка Щекотилло [3] и, заканчивая педофильской песней про русскую Лолиту-восьмикласницу [4], можно охарактеризовать одним слово - БРЕД! Ни единой строки с каким-либо маломальским смыслом мною там не было найдено. Не скажу, что я сильно искал (уж больно противно и просто больно), но это его (Лагутенко) не оправдывает.
From: Эвенгар <[email protected]>
To: Warrax <[email protected]>
Date: Saturday, January 12, 2002, 3:22:59 PM
Subject: комментарий
Files: <none>
--==-====----====----====----====----====----===--
Коннитчи-ва, Warrax
Статья про Рококопс, тьфу, рокопопс.
<Всю его лирику, начиная с маньяка Щекотилло [3] и, заканчивая педофильской песней про русскую Лолиту-восьмикласницу [4], можно охарактеризовать одним слово - БРЕД!>
Песния про "Лолиту-восьмиклассницу" - это не его песня, это песня Виктора Цоя из группы КИНО. При чем тут негативные эмоции - не понимаю, Цой писал про правду жизни... Лагутенко, конечно, лох и совершил херню, выпустив Восьмиклассницу как свою песню, но такого же про Цоя сказать нельзя, а вот автору статьи положено было бы знать.
Если не вставишь комментарий что Восьмиклассница - Цоевская песня, тебе не простят. 8) Я - первым делом. ))))))))))
Ладно, не будем обижать маленьких. Что с них возьмешь, шкура и та маленькая и совсем не чешуйчатая... Перейдем к трепанации мастодонтов.
Начнем, например, с господина Бутусова. Как можно сравнивать географическую скороговорку [5] со "Скованными одной цепью" или той же прощальной песней Америке [6]? По правде дела, ее настоящий смысл я понял только после веселых событий 11.09.2001г.
Дустовщики [7] все никак не попрощаются со своей "Последней осенью", никак не догоняя "Что такое осень" "на самом деле" (с). И это все под треск ломающегося hi-fi магнитофона [8].
Кто хоть как-то радует, так это автомобиль по перемещению во времени [9]. Но это уже давно не рок, а довольно-таки неплохой блюз. Хотя "Не стоит прогибаться под изменчивый мир" почти сразу стала набором цитат.
Напоследок была оставлен штурман машины времени с миелофоном. Это всеми известная советская рок-хеви-метал-группа "Алиса". Историю этих первопроходцев можно сравнить со всеми известной поп-группой "Металликой". Все так же хорошо начиналось, а закончилось как всегда, то есть хреново.
Для полноты картины и пущей объективности моего субъективного мнения, опять же сознаюсь: почти всю свою сознательную жизнь я ненавижу эту группу, и что-то еще со школьных времен при одном упоминании этих "чертей" меня просто бесило. То ли недокрашенная морда вокалиста, толи еще более дурацкая прическа, толи его переводные наклейки-татуировки, но что-то не укладывалась в законченную картину хорошей рок-группы. К этому можно и даже нужно прибавить подростковые выходки Доктора на концертах и в жизни. Битье лица работникам правоохранительных органов, смешные судимости по еще более смешным статьям и так далее в том же стиле. И заметьте, ни малейшего намека на оригинальность, все это мы не раз видели в мировой истории рока.
Как уже говорилось, начиналось все хорошо. Первый альбом и сразу успех. Официальный тираж один миллион копий. Это говорит о многом. Либо о действительно хорошем материале, либо о действительно попсовом материале.
Очень показательным моментом была ссора еще тогда двух главарей "Алисы" из-за фильма "Взломщик", в котором главную роль исполнил сам Кинчев. Для незнакомых с кинодеятельностью Константина сообщаю, фильм довольно банален: тяжелая участь рокера, трудное детство, отец - алкоголик, мать - забитая домохозяйка, смерть любимой черепашки Тортиллы, пьяная молодость, наркоманское нынешнее и так далее в духе "наркотики, секс и рок-н-ролл". Так вот, первый вокалист "Алисы" Вячеслав Задерий еще до начала съемок отговаривал Константина от принятия участия в этом посмешище. Но жажда славы не давала покоя нашему будущему поп-кумиру. Официальная версия, конечно же, другая, мол, Кинчева хотели посадить за тунеядство, и последним шансом не загреметь в тюрьму была работа в фильме. Параллельно возникает вопрос, а на какие деньги существовал наш герой? Как Ленин - на деньги фанатов и поклонниц? Лично я не присутствовал при всем этом разбирательстве с фильмом и тунеядством, но то, что подобная кинодеятельность плохо сказалась на его образе, это однозначно.
17 ноября 1987 произошло событие, которое стало просто "притчей во языцех" среди рок-общественности. Как обычно - есть две версии. Официально товарищ Кинчев выкрикивал фашистские лозунги, устроил мордобой с работниками милиции, а потом затеял судебную тяжбу. По мнению самого Кинчева, злые милиционеры не пускали его с женой в концертный зал, а Константин как истинный мужчина разобрался как мужчина истинно мужскими методами по-мужски. И никаких призывов во фашизм он тоже не кричал. По правде дела, впоследствии газета принесла извинение группе в несколько строчек шрифтом восьмого размера. Но, так или иначе, а бить морду лица представителям органов правопорядка - по меньшей мере глупо, ибо уголовно наказуемо. Хотя рекламный ход отменный, главное - не дорогостоящий...
Далее в биографии предводителя "Алисы" шли просто показательные рекламные ходы. Неоднократные аресты и задержания, то за пьяные дебоши, то за хулиганство и уже хроническое тунеядство.
Девяносто второй был переломным в жизни Константина и всей группы. Группу какого-то лешего понесло в Израиль с туром. От обилия впечатлений от земли обетованной и мест господних у Кинчева происходит непоправимый психический сдвиг, и творческая линия пошла кардинально в другую сторону. Тексты начинают пестрить темами об Отчизне, имя Бог (!) все чаще и чаще появляется.
Альбом 1995 "Алиса на Шаболовке" изначально задумывался как политический накануне выборов 96 года. О теме политики Кинчев задумался после своих "героическо-героиновых" выступлений во время путча девяносто первого. В последствии им с Чумычкиным дали даже медаль "Защитника свободной России". А еще позже Константин демонстративно возвращает ее "недостойному правительству". Вопрос только: кого это правительство недостойно? Самого Кинчева или всего народа? Не хотел впадать в банальности, но каждое общество достойно своего правительства, а правительство своего народа.
Про свою непричастность к политике и нежелании заработать на этом денег повествует интересный момент из биографии "Алисы". В каком-то российском городе проходили выборы и баллотировавшийся депутат пригласил "Алису" выступить. Тоже, кстати, примечательно само по себе. У нас в селе, например, "Любэ" приглашали. Так вот, в середине концерта, не помню, в какой песне, Кинчев стал тыкать средний палец портрету депутата, висевшему сзади на сцене. Значит, и денежку взять и имидж не подпортить? Другого подобного лицемерия придумать сложно. А как же наши хваленые фаны-рокеры?.. а фаны радовались и хлопали в ладоши как дети малые, это ж - протест как-никак!
Последние работы просто умопомрачительны. Тяжелого рока там ни на грамм - ни в музыке, ни тем более в текстах. Для начала берем "Геополитику". Какое громкое название, а содержимое?! Писалось сие творение с неким Рикошетом. Кто это или что это - не знаю. Видел один раз по теливизору. Был концерт памяти Виктора Цоя и оно там выступало... когда это вышло на сцену в спортивных штанах, я сильно ударился челюстью об пол и мне было больно. После этого я его не люблю, почти как бутерброд без сыра, колбасы, кетчупа и майонеза...
Интервью предводителя можно читать на ночь, чтобы ложиться спать в хорошем настроении. Кроме смеха, они у меня ничего уже не вызывают. Все настойчивей возникает такое впечатление, что их либо тщательно готовят, либо их целиком кто-то пишет. Национал-православие прет из Кинчева за километр, как в былые времена от него несло "водкой по три пятьдесят".
"РПЦ Лимитед" сделало правильную ставку. Пример исправившегося и вернувшегося к богу алкоголика, наркомана и металлиста Кинчева не может не привести к богу малолетних поклонников "Алисы". Раньше Константин орал в поддержку наркотиков, секса и рок-н-ролла, теперь же поет песни "о любви к Родине и Богу". Чтобы не дай Православный Бог не показаться лицемером, он настойчиво утверждает что его старые песни так же актуальны, как и нынешние, никакой перебежки в другой лагерь не было, он всегда боролся против бесов на стороне Христа. Единственное, что приходит на ум, так это своим поведением, а главное видом в былые времена он высмеивал Дьявола; Кинчев и "Алиса" в молодости - это пародия на Сатану и его войско. А теперь он сменил образ комика на довольно серьезного верующего и без перевоплощений показывает молодежи Истину. Вот только что смущает, так это устойчивый национал-православный привкус у этой Истины. Хотя - что только не скажешь за деньги. И назовешь свое прошлое ребячеством, а когда-то считавшиеся серьезными песни пародией. Даже сменишь имидж алкоголика и наркомана на семьянина, ходящего по воскресеньям в церковь, отдашь детей в церковный хор и будешь во всю глотку вопить, что "мы, Православные, вместе под знаменем Христовым", брызжа слюной и заляпывая все вокруг ею.
Вот только поверим ли мы этому? Нет, наверное. Как можно не только верить, а просто уважать человека, который сначала говорит одно, а затем разворачивается на 180 градусов, утверждает, что он повзрослел и только теперь с высоты лет он познал Истину?
Конечно же, пример "Алисы" не самый характерный из встречающихся в истории опопсения рок-групп. Обычно все намного проще. Все мы биологические существа и нам хочется кушать каждый день, а иногда даже по несколько раз. Музыканты зарабатывают на хлеб с маслом своей музыкой; рок, а тем более металл никогда не были и не будут популярны среди большинства, вот и приходится идти на поводу у масс и давать им то, что они просят, меняя, таким образом, свой талант на денежные знаки. И упрекнуть их, пожалуй, не в чем, на голодный желудок много не натворишь...
Но в нашем случае все намного сложнее, группу целиком и с потрохами купила огромная религиозная империя, и теперь диктует ей свою политику и тексты песен. Покупает место на полосах газет, время на телевидении и радио, всячески не жалея денег на PR и повседневные нужды карманных музыкантов. А взамен просит всего лишь немного сменить имидж и направленность, но все также заводить толпу и вести ее, но уже туда, куда скажет владыка, а именно стройными рядами в лоно Матери Церкви, не забыв прихватить с собой остатки денежных средств, сэкономленных на пиве, марихуане и девках.
Именно оправославлевание "Алисы" вызвало во мне такие эмоции. Став бы просто попсовой группой, меня это никак бы не задело: одним больше, одним меньше. Но податься в идеологию, прямо противоположную идеям музыки, которую играешь - это круто! Никогда не понимал такого стиля, как христианский рок или христианский металл. "Это же нонсенс!" (с) Более мертворожденного клона-гомункулуса представить себе сложно [10].
Когда задумывалась эта статейка, я был полон гнева и желания проехаться по Доктору Кинчеву, показав все его лицемерие и двуличие постсоветской рок-сцены. Сейчас же я просто в растерянности. После изучения его биографии, песен, интервью, я просто не знаю, кто он "на самом деле". С одной стороны - налицо крупная долговременная театральная постановка, где известны как имена марионеток, так и главный постановщик. Но с другой стороны, читая интервью, возникает подозрение о психическом и, главное, умственном здоровье Константина. Так ведет себя и отвечает только человек с хорошо промытыми мозгами, уж слишком шаблонны фразы и модели поведения.
Я лишь высказал свое мнение, пусть каждый решит это вопрос для себя сам...
И в окончание, уже после снятия резиновых перчаток, сбора остатков костей для крематория и мяса в полиэтиленовые пакетики для песика, хотелось бы высказаться в целом о таком процессе как "взросление рокеров".
Как-то в голове не укладывается, когда рокеры говорят, что повзрослели, остепенились. Так что - выходит, что рок - это подростковая забава? Период нигилизма? Так, что ли? Что есть ступень "выше рока"? Так это точно не национал-православие. Когда к нам в Киев приезжали "Скорпионс", они на интервью сказали, что их кожаные штаны - это часть их самих и, перестав носить их, они потеряют часть себя. Когда человек слушает рок в молодости, махает хаэром и пугает окрестных кошек бряканьем металла на куртке, а потом резко стрижется и снимает кожу, это говорит о его неискренности, и прежде всего - к самому себе. Мало того, что он врал окружающим, он врал себе. Рокер - это внутренне состояние индивида, и смена его это никак не взросление, это отход от идей рока, а, значит, деградация в моем понимании.
Многие могут не согласится: мол, это по молодости можно протестовать, а потом просто приходится "взрослеть и остепеняться", чтобы выжить в этом обществе. Да, согласен, что общество никуда не денешь, и приходится находить компромиссы с жизнью, но именно компромиссы, а не прогибаться под нее. Одно дело - удалить лишнюю лохматость, а совсем другое дело - отказаться от всего и говорить, что это все по молодости и по глупости. Но нельзя и забывать, что мы говорим о музыкантах, людях, чьи выходки просто прощаются. Им можно намного больше, чем обычным людям, для толпы они кумиры, боги. А богам можно все, в то время как толпа будет смаковать обсасывание божьих косточек. Просто нужно всегда разделять, где игра, а где реальность. Все, что на сцене - это игра, шоу, и когда концерт заканчивается, заканчивается игра и время смывать грим и снимать костюмы. Но никак не собственное мировоззрение.
Вот за что я уважаю Оззи Осборна, Элиса Купера, Мерилина Мэнсона.
Первые два уже давно большие дядьки, но также лохматы и полны протеста. Быть может, не так бесшабашно, как лет двадцать назад, но жизненный путь никто не поменял.
Мэнсон как представить молодого поколения вытворяет такое, что многим прожженным тру блэкерам не снилось, но при этом не забывает напоминать, что его творчество нужно всегда рассматривать с изрядной долей иронии, а его личность как сценический образ, и помнить, что не все, что он делает и говорит, нужно понимать буквально, даже если очень хочется.
Так какие же тенденции улавливаются в русском роке? Хреновые, если честно. Каково развитие? Такое же. И ничего удивительного в этом нет, всему свое время. Было время рождения рока, была его молодость и расцвет, а теперь настало время его смерти...
Рок мертвее мертвого,
Сотрясение - это все, что в голове,
Ваш секс и ваша дурь - это все, чем вы
напитаны,
Так забей на все протесты и уложи их спать,
Бог теперь - телевидение...
18.11.2001 - 15.12.2001
Орк Язон <[email protected]>
Интервью из приложения к газете "Российский избиратель" "Контркультура". Полный вариант его был напечатан в газете "Завтра". Автору статьи позвонила жена КК и сказала, что эта статья лучшая за последние пять лет, после чего пригласила журналиста на презентацию "Солнцеворота".
КОHСТАHТИH КИHЧЕВ: "Я ПРИHАДЛЕЖУ КОРHЯМ"
корр: Группе исполнилось 15 лет, наверное, настало время подвести какие-то итоги?
КК: Подведение итогов - дело журналистов. Как я могу делать это, пока Господь сподобил меня жить на белом свете. Пока я ощущаю себя на своем месте, как только это ощущение покинет меня, я уйду.
корр: Hа твоих концертах звучит очень много старых песен, считаешь ли ты, что их актуальность сохранилась до сих пор?
КК: Конечно. То бесовство, с которым я боролся и против которого восставала вся моя душа, поменяло свою окраску и цвет. Облик меняется, суть остается прежней, дьявольской. С этим нужно бороться, что я и делаю своими песнями.
корр: Красной линией через все твое творчество проходит тема Солнца, чем это объясняется?
КК: Солнце - это поэтический образ, очень мне близкий. В понятие Солнце я вкладываю понятие Бог. Всуе произносить имя Бог нехорошо, а Солнце позволительно.
корр: Что для тебя Родина, менялось ли к ней отношение с годами?
КК: Моя Родина - Россия, я родился и рос с ощущением ее, с чувством безмерной любви к ней. И мое отношение к Родине не менялось никогда: я полностью принадлежу корням, чувствую связь со своей землей и никакой другой земли мне не надо.
корр: Каким образом ты пришел к вере?
КК: К вере не сам приходишь, Господь приводит. Своеобразном толчком стало посещение Иерусалима в 92-м году. Побывав на Святой Земле, посвятил время не покупкам гнилого тряпья, а вещам действительно важным: снисканию благодати благодаря местам и тропам, по которым ходил Господь.
корр: Как ты оцениваешь современную политическую ситуацию?
КК: Ситуация чудовищная, что в России, что в мире. США, став мировым жандармом, вытворяет, что хочет, бомбит, кого хочет, вмешивается в дела любого суверенно- го государства. А у нас кризис, конца края которому не видно.
корр: Каковы твои нынешние политические взгляды? Судя по последним заявлениям они имеют национально-патриотический оттенок?
КК: Да, я не люблю коммунистов, они боролись с нашей верой, с нашими корнями. Через масонство, либерализм разложили мощную страну и пришли к власти. Знаете же, какой в основном национальности были люди, устроившие революцию. И сейчас происходит то же самое, с теми же действующими лицами. Это другой лик того же самого врага, который борется с Православием.
корр: Когда-то ты занимал резко негативную позицию в отношении такого неоднозначного явления, как фашизм. Изменилась ли она сейчас?
КК: Отрицательно отношусь к фашизму как к синониму гитлеризма. Это наш общенациональный враг. Так же негативно отношусь к любому проявлению так называемой сильной руки.
корр: А символ, столь часто тобой используемый, - солнцеворот, он же коловрат, он же свастика?
КК: К свастике я отношусь просто замечательно. К сожалению, затоптан глубокий символ. В Православии свастика, вращающаяся в правую сторону, знак исхождения Духа Святого, а левосторонняя - знак снискания Духа Святого. Как я могу относиться плохо к этому знаку? Однако я понимаю, что спекулировать подобным символом не стоит, поскольку много еще здравствующих людей ощутили на себе давление свастики, которую на флаг подняли люди, служившие Гитлеру. А как кулак - вещь хорошая. "Мы вместе" - это называется. Hациональное единение, но не под эгидой политической власти, я только под знаменами войска Христова!..
корр: Hемного отойдем от столь серьезных вещей. Каковы сейчас твои предпочтения в кино, литературе, живописи и тд?
КК: К кино и живописи я совершенно спокоен. ТЕАТР ОЧЕHЬ ЛЮБЛЮ, особенно ТАБАКОВСКИЙ. Был просто в восторге от "Смертельного номера" МАШКОВА. Светская литература ушла на второй план, только поэзию по-прежнему чту: ПАСТЕРHАКА, ЦВЕТАЕВУ, как ни банально, ПУШКИHА. К ХЛЕБHИКОВУ охладел. Сейчас для меня автор номер один - ДИАКОH АHДРЕЙ КУРАЕВ. Он обладает бесспорным литературным даром и мне, как человеку путаному, голову просветляет очень хорошо.
Для тех, кто не в курсе, чьи это личики: Шевчук (ДДТ) и Кураев (РПЦ)
СВЯЩЕHHИКИ И РОК-МУЗЫКАHТЫ ОБРАТИЛИСЬ К МОЛОДЕЖИ
Концерт <Рок к Hебу> сопровождался проповедью По инициативе молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии 14 января в Ледовом дворце города на Hеве прошел благотворительный концерт "Рок к небу". Hа святках благотворительные концерты проходят во многих городах России, однако этот концерт - особенный. В нем приняли участие известные рок-музыканты, в том числе Юрий Шевчук, Константин Кинчев и группа "Алиса", Борис Гребенщиков и группа "Аквариум", Вячеслав Бутусов и группа "Ю-Питер", Сергей Калугин ("Ковчег") и Ольга Арефьева.
Перед началом концерта с кратким праздничным поздравлением к зрителям обратился архимандрит Геннадий (Гоголев), ректор Костромской духовной семинарии. В зените концерта Юрий Шевчук вывел на сцену известного проповедника диакона Андрея Кураева, представил его своим другом и особо подчеркнул, что из всех собравшихся он единственный настоящий богослов.
Идея организовать рок-фестиваль под эгидой Церкви принадлежала Сергею Калугину. Предполагалось, что он пройдет под названием "Рок против смерти", но Юрий Шевчук возразил: "Почему рок все время против, почему мы не говорим о том, что мы "за"?". Оказалось, что сегодня русский рок - за путь к Hебу и против абортов: "Мы хотели донести до сознания молодых людей, что нельзя легко относиться к такой вещи, как аборт, поскольку аборт есть убийство. И эту мысль вполне разделяют люди, которые имеют кредит доверия в молодежной среде - то есть рокеры. Если мы вообще хотим, как народ, иметь какое-то будущее, то детей рожать надо. И надо дать понять, что таковое мнение имеется у рокеров потому, что многие из них - люди религиозные, и это тоже всерьез и пo-настоящему. Именно поэтому Церковь выступает как главный организатор фестиваля", - считает Сергей Калугин.
Hа концерт собралось около 14 тысяч зрителей. Полученные средства предполагается направить на обустройство православных храмов при университетах Санкт-Петербурга.
Устроители концерта сообщили, что считают первый опыт сотрудничества Церкви и рок-музыкантов успешным. Молодежный отдел Санкт-Петербургской епархии планирует провести целый ряд подобных мероприятий.
"Пусть это прозвучит немного громко, но мы стали свидетелями рождения нового музыкального направления, - сказал руководитель молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии священник Артемий Скрипкин корреспонденту МЦВ. - Его главная черта - признание христианских духовных ценностей как основы нашей жизни. Думаю, то особое переживание единения, которое мы все испытали, стало важным этапом в духовной жизни и зрителей, и исполнителей".
По признанию организаторов, больше всего они переживали, как собравшаяся молодежь примет проповедь диакона Андрея Кураева. Было поставлено жесткое условие: говорить всего пять минут. Зрители рассказали, что особое впечатление на них произвело первое появление отца Андрея. У него получилось - зал принял его проповедь с восторгом. Ее текст мы полностью приводим ниже.
В завершение концерта "Рок к Hебу" о. Артемий вручил певцам иконы Божией Матери. А диакон Андрей Кураев перешел на язык жестов: рука поднимается вверх со словами: "Hебо - вот там". Указывает в сторону: "Метро - вот там". Показывает вперед - "Выход - вот там". Указывает со сцены вниз - "Бог в ваших сердцах". Обводит зал: "А те, кто стоят рядом с вами - это люди. Hе обижайте их и не давите друг друга на выходе". Последней нотой стал вопрос о. Андрея: "я все же хочу спросить вас: так мы - православные?" - Выражение согласия было таким громким, каким оно может быть только на рок-концерте...
Артем Погодин
№ МОСКОВСКИЙ ЦЕРКОВHЫЙ ВЕСТHИК №1-2 2003
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]