http://politrussia.com/society/minzdrav-izobrazhaet-borbu-972/

Андрей Борцов (Warrax)

Бороться с алкоголизмом нужно правильно

Сообщают, что в начале 2017 года нас ожидает очередная борьба с алкоголем, Минздрав разработал новую, свежую концепцию и весь в ожидании окончательного согласования документов:

«Близкий к министерству источник поясняет, что краеугольный камень всей концепции лежит в грамотной визуализации её идей. Речь о социальной рекламе, продвигаемой на телевидении и в соцсетях».

Пропаганда будет вестись, как сообщается, с упором на школьников и студентов «в рамках учебного процесса», также особое внимание будет уделено женским консультациям: «многие беременные недооценивают риски употребления алкоголя для ребёнка и систематически выпивают».

Честно говоря, сразу же возникает вопрос: как именно будет осуществляться заявленное в рамках учебного процесса? Конкретно? «Дети, сегодня я вам с 100500-й раз напоминаю, что алкоголизм — это плохо»? «Студенты! Сегодня, после сдачи экзамена, — ничего крепче кефира»? Что касается «недооценки риска алкоголя при беременности» — так это незнание биологии на школьном уровне, плоды реформ образования с целью уничтожения оного; и надеяться на «запомнят, не понимая, и будут соблюдать» очень наивно.

Но, может, специалистам виднее? Ссылаются на статистику:

«…в 2017 году россияне должны пить не больше 11 литров чистого спирта на душу населения, в 2018-м — не больше 10,6 литра. Для сравнения: в 2015-м, по данным Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава РФ, мы пили по 11,5 литра».

Тут важно понимать, что статистики «самой по себе» не существует, и сравнивать можно лишь полученные по одинаковым методикам данные. Рекомендую подборку материалов на тему мифа «русские очень много пьют», здесь приведу два тезиса касательно такой статистики: во-первых, в разных странах по-разному определяется, что считается алкогольным напитком — в РФ это всё, что крепче кваса и кефира, то во многих странах отсчёт идёт от 4-5%, а про Никарагуа пишут, что даже 12%, но данные я не проверял. Во-вторых, главное всё равно другое — знаете, откуда все приводят жуткую статистику про 18 литров спирта на человека в год? Первоисточник — постановление Онищенко как главного государственного санитарного врача РФ «О надзоре за алкогольной продукцией» от 29.06.2009:

«Потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10 л в 2008 году или в 1,8 раза. Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртосодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды продукции, в России составляет около 18 л».

«В том числе товары бытовой химии», Карл! Пугалка про 18 литров — это не потребление внутрь, а вообще — включая протирку мебели. И даже без этой цитаты подозрение «что-то тут не то» должно возникать сразу, стоит хоть чуть подумать: 18 литров спирта — это 45 бутылок водки в год в среднем, включая старушек и новорожденных младенцев. Смотрим на частоту употребления спиртного (данные за 2002 год, более свежих не нашёл):

Как-то картина не состыковывается, не так ли? Особенности статистики мы уже знаем, а психологически тут точно такой же эффект, как боязнь самолётов, хотя вероятность погибнуть в автокатастрофе существенно выше. Просто это «привычно». Так и с алкоголем: все иногда видят алкоголиков и обращают на них внимание (особенно если есть в семье), поэтому и «ужос-ужос».

Разумеется, я не хочу сказать, что алкоголь вообще безвреден и т.д., но в заблуждениях нет ничего хорошего, а врать — так вообще плохо. Бороться с алкоголизмом надо, но именно с алкоголизмом, как и любой зависимостью, а не алкоголем!

Давайте посмотрим на последствия предлагаемой антиалкогольной компании: «По подсчётам аналитиков, за два года алкогольная отрасль может потерять порядка 286 млрд рублей». А это — уже интересно: нужна ли нам такая экономическая диверсия? Давайте вспомним про деятельность Горбачёва на ниве борьбы с алкоголем. Какую роль в истории России он сыграл — все знают; и свою компанию он начал через два месяца после вступления в должность, практически сразу. В результате государство недополучило около 60 млрд рублей (ещё советских полновесных) в бюджет (не считая вырубки виноградников и т.д.), а отношение к государству становилось всё более негативным: нельзя же над людьми так издеваться! Многочасовые очереди с регулярной переписью, чернильными номерами на руках и т.д., в которых стояли даже непьющие, поскольку ценность бутылки как презента в таких условиях резко возросла.

Впрочем, нагнетание социальной напряжённости в «перестройку» было не единственной целью. Первично целью был вывод производства и реализации алкогольной продукции в теневую экономику, создание подпольной сети изготовления и распределения алкоголя по спекулятивным ценам. Помните, как в США мафия образовалась именно на почве бутлегерства? Затем алкогольная мафия легализовалась, а госмонополию на алкоголь отменили — в результате алкогольные доходы перешли от государства к эффективным собственникам.

И не надо «забывать» про суррогаты, которые стали пить взамен нормальной продукции — и даже если кто не отравился до смерти, здоровья в долгосрочном периоде это не добавляет в любом случае. Также недопустимо «забывать» про рост количества наркоманов, которые в СССР встречались по большей части в анекдотах. Наркомания ГОРАЗДО хуже алкоголя, вполне вписанного в русскую культуру (и не надо путать с маргинальным бескультурием).

Часто говорят о том, что именно борьба Горбачёва с алкоголем способствовала повышению рождаемости, но и это — лишь хитрая демагогия. Смотрим на график (TFR (Total fertility rate) — коэффициент суммарной рождаемости, TFR1, TFR2, TFR3+ — суммарные коэффициенты рождений первых, вторых и третьих и следующих рождений соответственно):

Подробно я писал на тему у себя в ЖЖ, процитирую фрагмент:

«…видите пик 1983-го года? Без всякого запрета спиртного. Так что утверждение "рождаемость повысилась именно из-за горбачёвской борьбы с алкоголем" сомнительно. В конце концов, как вы это себе представляете? Культурному человеку, иногда выпивающему коньяк, это мешало заниматься сексом? Или же забулдыга, который раньше закладывал за воротник ежедневно и к сексу относился спустя рукава на пол-шестого, прекращал кушать водку из-за её отсутствия, днём грустно мотал БФ на сверло, и вечером у него появлялось желание и потенция в гигантских количествах?

А теперь смотрим на график рождения третьих детей, который плавно рос вплоть до 1988-го безотносительно количества продаваемого алкоголя. Потому, что в советском государстве желающие могли себе позволить 3-х детей без особых проблем всё в большем количестве, уровень жизни медленно, но рос. А вот с 1988-го все рождаемости падают, но "дополнительные" сильнее, т.к. уже и одного-то фиг нормально можно обеспечить большинству населения. Вот это реальные плоды деятельности Горбачёва.».

Post hoc non propter hoc. Показательно, что количество рождения третьих детей плавненько росло вплоть до 1988 года безотносительно количества продаваемого алкоголя, поскольку в СССР желающие могли себе позволить 3-х детей: уровень жизни медленно, но рос. А вот после уничтожения Советского Союза… на графике видно наглядно.

Извиняюсь за некоторое отклонение от темы, но показать мифологичность тезиса «рождаемость повысилась именно из-за запрета алкоголя» было необходимо.

Спиртное давно и прочно вписано в культуру, и запретами тут ничего не добиться.

Негативный опыт антиалкогольных компаний обширен: ни в одной стране стратегически это ни к чему хорошему ещё не приводило. А тут снова: а давайте поездим людям по мозгам, и в результате бюджет не досчитается 286 миллиардов рублей! Это же на благое дело!

Нет, неуважаемые господа, не надо прикрываться слезинками детей алкоголиков. Всё просто: если бы вы действительно бы радели о здоровье народа и благе государства, то вы предлагали бы в первую очередь следующее:

1. Запрет на «слабоалкогольные коктейли», которые состоят из спирта и химии, зато типа сладенькие и пользуются популярностью у подростков;

2. Наведение порядка на рынке пива, запрещение эрзацев, переключение на крафтовые мини-пивоварни (заодно подзаработают отечественные предприниматели, а не иностранные владельцы пивозаводов);

3. Возвращение госмонополии на производство алкоголя со строжайшим контролем фальсификата;

4. Организация сети пабов, рюмочных и т.д. с доступными ценами (при соблюдении качества), чтобы было именно где культурно посидеть, а не пить на улице из-за нездорово высоких цен.

Дополнительно к этому, если по-хорошему, требуется уверенность в завтрашнем дне, которая при капитализме невозможна. А без этого люди не выпивают на радостях, а зачастую просто пьют от безысходности.

Нельзя решать сложные, комплексные проблемы методом «а вот тут в одном месте поправим, и всё будет гораздо лучше». Такие предложения — в лучшем случае попытка освоить бюджет (не обязательно напрямую, скажем, в данном случае дополнительного финансирования не требуют, но хотят взять из уже выделенного на госпрограмму «Развитие здравоохранения»), не думая о последствиях, но может быть и прямая диверсия «лишим бюджета 286 миллиардов рублей».

Но суть, как и во времена Горбачёва, не только в экономике. Благодаря ему произошла передача доходов от продажи алкоголя в частные руки, а сейчас-то что может произойти?

Не «может», а уже происходит. Обратите внимание — аналогично «борются» с курением: запрещая открытые продажи, но не ратуя за повышение качества. То, что большинство курит, т.е. сигареты — это даже не табак, а химические смеси с табачными отходами.

Запреты алкоголя и табака, которые вписаны в нашу культуру, и при употреблении в меру качественных продуктов имеют минимальный вред, сопровождаются компанией Запада на легализацию «лёгких» наркотиков — мол, у марихуаны нет привыкания, как у табака, а водка более опасна, чем героин (реально, встречал такое в публикациях), а также продвижением концепции «наркоманы — это всего лишь больные, а не преступники». Я кратко раскрывал эту тему в статьях «Наркотики России не нужны» и «Героин в США дешевле табака: налетай!», так что отсылаю к ним. И вот это «дополнение» всегда стоит учитывать, когда сталкиваешься с антиалкогольными и антитабачными инициативами, не содержащими концепции улучшения качества и культуры потребления соответствующих продуктов. Причём ни одной такой компании я не припоминаю в принципе.

30.06.2016

Известно, что во всех странах, где вводился сухой закон, отрасль уходила в криминал. Как бы не новость, но Горбачёв вводит почти что сухой закон. Вот хороший текст на тему (автор В. Бородач, ЖЖ сейчас удалён):

Михаил Сергеевич Горбачев стал генеральным секретарем в марте 1985 года. А свою первую крупную компанию антиалкогольную он начал в мае того же 1985 года. То есть это было практически первым делом молодого генсека на посту главы государства. ...идею провести антиалкогольную компанию Горбачев «принес» с собой на пост генсека и родилась она точно не в период с марта по май 1985 года, а была проработана и, возможно, кем-то рождена заранее.

О том, как проводилась «атака» на пьянство, я, думаю, рассказывать смысла нет. Для того, чтобы понять, как она делалась — желающим поможет гугление или википедия. Я скажу одно: главным следствием горбачевской антиалкогольной компании стал «вывод» производства и реализации алкогольной продукции в тень. Стоимость одной бутылки водки в разгар компании, купленной из-под прилавка, могла доходить до 25 рублей! Я хорошо помню, как на свадьбу моему дядьке дедушка где-то достал ящик водки. Заплатив за него почти астрономическую сумму в 400(!) рублей. Фактически в СССР сокращалось легальное производство алкоголя. Нелегальное же процветало. Речь тут идет не о самогонщиках, с которыми в период антиалкогольной компании активно боролись. Речь о том, что водка производилась и реализовывалась. Но в большинстве случаев — нелегально. Легально купить водку можно было только по талонам. А нелегально в том же моем родном Майкопе приезжала на окраину цистерна с надписью «Квас». Из которой страждущим под покровом ночи разливали вино-бормотуху. Наш сосед к бочке той частенько бегал. С бидончиком. Стоило это удовольствие совсем недешево. И, наверняка, денежки шли мимо кассы в карманы нужных людей. И сколько было таких подпольных бочек и торговых точек.. — никто не знает. Рыжков, кстати, потом посчитает, что благодаря горбачевской компании по борьбе с пьянством государство недополучило около 60 млрд. рублей. Это тогда, когда за доллар давали 60 копеек.

Ну и потом — первое, что устремилось на отечественный потребительский рынок после того, как государство отказалось от монополии внешней торговли, — был импортный алкоголь. Который «изголодавшийся» по выпивке народ сметал с прилавков даже по «кооперативной» цене. Ну а потом наступили пьяные 90-е годы, которые просто озолотили воротил спиртового бизнеса. Хотя обогащаться они начали еще на искусственном дефиците алкоголя, созданным благодаря Горбачеву.

Я пропущу здесь вырубку виноградников и т.д. (ущерб экономике и культуре), но, когда говорят, что-де пить стали тогда меньше, "забывают", во-первых, про суррогаты, а во-вторых, про рост наркоманов и токсикоманов, про которых раньше слышали в основном в анекдотах. Что ГОРАЗДО хуже алкоголя, вписанного в культуру.

Далее: после того, как Горбачёв своей борьбой значительно сократил поступления в госбюджет от продажи алкоголя и параллельно этому возникли подпольные структуры по продаже алкоголя, в 1992-м году Ельцин отменил госмонополию на алкоголь: вуаля, почти все доходы от алкоголя перешли к эффективным собственникам!

Дополнительно: как думаете, какие чувства испытывали к правительству люди в многочасовых очередях с переписью, номерами на руках и проч.? Причём отовариваться приходилось и непьющим, т.к. стоимость бутылки как презента в таких условиях резко возрастала.

Итого: повышение рождаемости вследствие антиалкогольной компании Горбачёва -- под большим сомнением, зато несомненна её роль в уничтожении Совесткого Союза, как в плане экономической диверсии, так и в плане намеренного озлобления народа.